Жіночий консорціум України - це об’єднання, засноване жіночими громадськими організаціями, для забезпечення рівних прав і можливостей жінок і чоловіків та благополуччя дітей в Україні.

БІЛЬШЕ

Феминизм как задачка на равенство

Когда речь заходит о феминизме и его целях, в соответствие с которыми мужчины и женщины должны быть равны в своих возможностях, возникают вопросы о том, а может ли женщина не быть матерью или мужчина не быть гетеросексуальным?

10 августа в галерее «Ў» в рамках проекта «Институт Будущего», организованного «Гендерным маршрутом», прошла лекция «Пара Цапля – Глюкля: история группы "Фабрика Найденных Одежд" (1995–2012)» . Группа «Фабрика Найденных Одежд» (ФНО) была основа в 1995 году двумя петербургскими художницами Ольгой Егоровой (Цаплей) и Натальей Першиной-Якиманской (Глюклей). Во многих своих работах художницы затрагивают гендерные вопросы, уделяя особое внимание различным женским темам, например, материнству. Свои идеи группа реализует в рамках различных арт-проектов – в перфомансах, инсталляциях и видео, а также через семинары, лекции и мастерские.

Выступая перед минской публикой, Ольга Егорова (Цапля) подчеркнула, что основной идеей феминизма, полностью разделяемой группой ФНО и воплощаемой ей в своем творчестве, видит идею равенства: «Для нас феминизм – это вовсе не сепаратизм, когда мальчики отдельно, а девочки отдельно. Женщины не борются за то, чтобы кастрировать всех мужчин. Они просто борются за то, чтобы все мы были равны. Это самая главная мысль. Перед законом мы должны быть равны. Друг перед другом мы должны быть равны. Феминизм – это такая задачка на равенство».

Имея в качестве своей цели достижение равноправия между мужчинами и женщинами во всех сферах общества, феминизм пытается решить сложную задачу, начинающуюся с необходимости признания проблемы наличного социального неравенства между полами и завершая поисками путей решения этой проблемы. Однако на практике всё оказывается не так просто. Декларируемое законодательством равенство не становится основанием признания проблем наличного гендерного неравенства.

Равенство в идеале и на практике

В энциклопедическом словаре «Право и политика» можно найти два определения равенства. Первое: «Равенство – социальный идеал, проявляющийся на протяжении всей истории человечества и по-разному осмысливаемый в сменяющихся исторических эпохах» [1].

Второе: «Равноправие граждан – основополагающий принцип конституционализма и элементов демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, иными словами, равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [2].

И когда речь заходит о политике, то здесь не возникает никаких сомнений в важности этих понятий, в свою очередь представляющих некий ориентир для оценки того или иного общества.

Когда же речь заходит о феминизме и его целях, в соответствие с которыми мужчины и женщины должны быть равны в своих возможностях, возникают вопросы о том, а может ли женщина не быть матерью или мужчина не быть гетеросексуальным?

Ведь равенство возможностей определяется как «идея, согласно которой все люди, независимо от класса, возраста, расы или рода, должны иметь равные права в путях достижения желанного положения в обществе». Понятно, что юридически, в беларусской Конституции, за мужчинами и женщинами закреплены права и свободы человека, а также гарантии их реализации. Но как эти права и свободы реализуются на практике, в повседневной жизни?

Мужчины и женщины о равенстве

Наиболее верный способ понять, существует ли в обществе неравенство между мужчинами и женщинами, – попросить людей высказаться на этот счет из перспективы своей повседневной жизни. В силу того, что женский голос менее слышим и менее представлен как в публичной, так и в приватной сферах, он менее замечен или менее ценен, чем мужской. Поэтому очень часто декларируемое женщинами существование гендерных проблем или необходимость изменений легко дисквалифицируется отрицанием этих проблем со стороны мужчин.

Я провела несколько интервью с женщинами и мужчинами в возрасте от 30 до 35 лет с высшим образованием, являющимися сотрудниками различных организаций. И первое, что бросается в глаза, – это то, что женщины оценивали свое положение по сравнению с мужчинами как вторичное или более контролируемое.

«Мужчинам больше прощается. Даже такие обычные грехи, как пьянство и плохое отношение к детям. Женщин судят строже» (Татьяна, 34 года).

«У женщин обязанностей больше, она несет ответственность за "жизнь" других (детей, родителей и даже свекров), поэтому общество предъявляет им более высокие "нравственные" требования. Отсюда то, что прощается мужчине (пьянство, лень и т.д.), не прощается женщинам. Соответственно, "хорошего" мужчину и поощрить не грех (карьера, зарплата и т.д.)» (Ольга, 30 лет).

«Когда мужчина успешен, он состоялся и кормит свою семью. Когда женщина успешна – она уже как "мужик" или того хуже.

Когда появляется семья и дети, женщина должна отложить свой успех в сторону. От мужчин этого никто не требует» (Вероника, 31 год).

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на признание со стороны женщин отсутствия равных возможностей для мужчин и женщин, они в то же время подчеркивали свое негативное отношение к феминизму, которое в большей степени определяется незнанием его целей и задач.

«Нет. Я не феминистка. Я не испытываю потребности исключать мужчин» (Александра, 34 года).

«Феминизм – это слишком» (Вероника, 31 год).

Не отстают от женщин в понимании феминизма и мужчины. Большинство из них указывает на отсутствие гендерных проблем в профессиональной и бытовой сфере, что и служит в качестве главной причины их негативного отношения к феминизму. Существующее разделение обязанностей и возможностей между полами мужчины объясняли природой и биологией.

«Феминизм – словно истерика. И к тому, и к другому склонны женщины. И то, и другое – не рационально» (Анатолий, 35 лет).

«Не вижу никаких проблем, всё больше надумано. То ли в силу того, что надо привлечь к себе внимание, то ли больше энергию приложить некуда» (Виталий, 34 года).

«Женщины и мужчины разные. О каком равенстве вообще может идти речь? Если женщины так хотят равенства, пусть занимаются тяжелой физической работой!» (Николай, 35 лет).

«Искренне не понимаю, чего женщинам не хватает» (Сергей, 32 года).

Таким образом, для мужчин гендерные проблемы являются лишь женской «истерикой», когда как природа распределила все роли в соответствие с физиологическими возможностями.

А для женщин существование гендерных проблем – реальность, с которой они сталкиваются каждый день, но которую не готовы менять.

***

Приведенные ответы на вопросы о равенстве порождают новые вопросы: например, что именно в этих, казалось бы, способах выражения равных возможностей так задевает самих мужчин? И почему, признавая неравенство, женщины, наравне с мужчинами, не готовы отстаивать свои равные права? Наконец, почему и мужчин, и женщин так пугает возможность свободы выбора, когда речь заходит о выборе именно мужчин и женщин, а не абстрактного человека?

Ольга Бурко


Джерело: n-europe.eu 07 вересня 2012


Додати коментар   Коментарi (0)

НАШІ ПРОЕКТИ

Голоси дітей – проти насильства щодо дитини

Слова дітей з усього світу про попередження насильства щодо дитини відобразились на сторінках книги " Голоси дітей - проти насильства щодо дитини".
 

Альтернативна доповідь про впровадження Конвенції ООН про права дитини, підготовлена дітьми

 

Гуманітарна допомога в Сумській області родинам внутрішньо переміщених осіб

Сумщина – один із тих українських регіонів, що дуже потерпає від агресії РФ, чия армія обстрілює прикордоння регіону практично щодня. Як наслідок обстрілів – відсутність електрики, тобто світла і тепла, що особливо взимку є неабиякою проблемою, особливо для родин із дітьми. Саме тому Сумщина під пильною увагою нашої команди, бо попри все регіон ще й приймає внутрішніх переселенців.
 

Альтернативний звіт про дотримання Україною положень Конвенції ООН про права дитини за період з 2011 по 2018 роки (від коаліції неурядових організацій)

Альтернативний звіт про реалізацію Україною положень Конвенції ООН про права дитини є результатом спільної роботи експертів громадського сектору в сфері захисту прав дитини. Документ містить актуальну інформацію про виконання Україною положень Конвенції ООН про права дитини за період, що пройшов з моменту отримання Україною рекомендацій Комітету ООН з прав дитини стосовно розгляду останнім зведеної третьої та четвертої державної доповіді (2011 рік) по 2018 рік включно.